Вторник, 23.04.2024, 16:57
Приветствую Вас, Гость

ПОРТРЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ СОГЛАСНО ПРОФСТАНДАРТУ

Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать:

  • действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними;
  • основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки;
  • базу психодидактики;
  • принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности;
  • апробированные педагогические технологии, методики и приемы.

Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей. Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и:

  • среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»; либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками.

Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие:

  • судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ;
  • заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей;
  • запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора.

Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года).

ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОУ: ФУНКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ 

Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он:

  • выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией;
  • занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов;
  • организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения;
  • способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ПО ФГОС

Трудовые задачи

Профстандарт требует от воспитателя участия в:

  • прогностической работе и корректировке образовательных задач, основанной на результатах мониторинга и в контексте индивидуальных особенностей детей;
  • формировании комфортной и безопасной среды в детском саду, необходимой для обучения и развития детей, оказания поддержки детям в период адаптации; 
  • разработке ООП согласно с ФГОС дошкольного образования. 

Воспитателю следует выполнять организаторские функции, включаясь в:

  • образовательный процесс в контексте непрерывного взаимодействия с воспитанниками в контексте индивидуализированного подхода;
  • процесс конструктивного взаимодействия взрослых и детей, содействования в свободном выборе вида деятельности;
  • разные виды детской деятельности, включая конструирование, игры, исследовательскую работу.

Необходимые умения

Воспитатель в детском саду должен уметь:

  • задействовать в работе различные виды развивающей деятельности (познавательно-исследовательскую, продуктивную, игровую);
  • применять методы личностного, познавательного и физического развития дошколят в соответствии с ООП;
  • создавать условия для организации различных видов деятельности детей, обеспечивать для них игровое пространство и время;
  • использовать психолого-педагогический анализ для оценки академических и воспитательных результатов детей, степень сформированности у них качеств, которые необходимы для учебы в школе;
  • формировать партнерские отношения с родителями, повышать их педагогическую компетентность; 
  • использовать ИКТ для планирования и реализации учебно-воспитательной работы. 

Необходимые знания

Согласно профессиональным стандартам для воспитателей, педагог в ДОУ должен знать:

  • профессиональные компетенции педагога ДОУ;
  • теории личностного, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста и общие закономерности развития;
  • специфику становления деятельности детей дошкольного возраста;
  • личностный, деятельностный и культурно-исторический подходы в дошкольной педагогике;
  • особенности организации работы с дошкольниками.

Таким образом, приводятся в соответствие те профессиональные компетенции, которые предъявляет к педагогам дошкольных учреждений ФГОС ДО, и перечень трудовых действий, которыми будут владеть воспитатели детского сада в связи с введением профстандарта «Педагог».

Важно подчеркнуть, что перечень трудовых функций для воспитателя определяет руководитель согласно профессиональным задачам учреждения. А потому заведующий из числа трудовых действий может поручить конкретному воспитателю только некоторые из заявленных в профстандарте, что впоследствии будет отображено в должностной инструкции и трудовом договоре. Поэтому Минтруда РФ предлагает руководителям:

  • взять описание трудовых действий за основу;
  • при составлении должностной инструкции объединять трудовые функции одного профстандарта или разных профстандартов;
  • распределять трудовые функции одного из профстандартов между несколькими сотрудниками.

Профессиональный стандарт педагога

Положение о рабочей группе

Приказ об утверждении дорожной карты

Дорожной карты по внедрению профессионального стандарта

Приказ об утверждении положений о рабочей группе и ИОП

Положения о ИОП.